Источник: DRIVE.RU Автор: Константин Болотов Фото: Драйва и фирмы Kia
Отличить рестайлинговый седан Kia Optima от прежнего проще всего по его лицу: если видишь противотуманки из четырёх «квадратиков» и полоски ходовых огней над фарами, значит, перед тобой обновлённая модель.
В Сеул компания Kia пригласила не рядовых корреспондентов, а главных редакторов и их замов. Дресс-код — Business Casual. Это означает как минимум рубашку и пиджак. Российскую автопрессу в престижном столичном районе Каннамгу, прославленном песней Gangnam Style, лично встречали топ-менеджеры Kia: вице-президенты корпорации Томас О и Сун Нам Ли. Южнокорейская компания всеми силами давала понять, что свежая двухдверка Cerato Koup и рестайлинговый седан Optima — это принципиально новый для Kia уровень, новая высота. Чудно, конечно, сравнивать «народное купе» с бизнес-классом, но деваться некуда, ведь поднятую планку должны продемонстрировать оба автомобиля.
Шрайеровская «пасть тигра» у фальшрадиаторной решётки на новых моделях Kia становится всё меньше. У «второго» кроссовера Kia Soul она сжалась до размеров гантели, у нового купе Kia Cerato Koup вытянулась солдатским ремнём.
Купе под названием Куп? Забавно. Это как седан Седа или хэтчбек Хэтчбе! А поскольку модель Kia Cerato Koup видится автомобилем для молодёжи, любящей погонять, напрашивается продолжение каламбура: купе Куп — копы и КоАП. То есть светофорные гонки, гаишники, штрафы… И кул (cool — клёво), и кап ещё (cup — кубок победителя). Хозяин юн, эмоционален, горяч. И наверняка ему бы понравилось, будь у двухдверного Церато 204-сильный турбомотор 1.6. Так ведь, кэп?
В профиль спортивный облик Купу призваны придавать безрамочные двери и скрытая чернотой центральная стойка. Заметим, что изменились свесы: передний уменьшился на 15 мм, задний столько же прибавил.
Но увы. Корейцы и рады бы поставлять к нам Koup с турбированным движком, да только есть, говорят, претензии к качеству топлива. Мол, возможность изучается, тесты завершатся к Новому году. Однако, вероятнее всего, первое время (на протяжении всего 2014-го) Купу в России турбо не светит. Не будет отныне и самого слабого 126-сильного мотора. Единственный доступный для нас двигатель — «атмосферник» Nu 2.0 MPI при 150 силах и 194 «ньютонах», который агрегатируется с шестиступенчатыми «автоматом» и «механикой».
Петер Шрайер к дизайну нового Купа имеет опосредованное отношение. Задав общий корпоративный стиль моделям Kia, гуру свысока присматривает за работой менее именитых коллег. Своим обликом «второй» Cerato Koup, как и четырёхдверный Церато, обязан калифорнийской дизайн-студии под руководством американца Тома Кёрнса.
Менеджер по продукту Kia Cerato Koup доверительно сообщил, что на модификацию с «механикой» приходится около 1% продаж. Что ж, шестиступенчатый «автомат» неплох. Но жаль, не знают противники «ручки», в каком удовольствии себе отказывают! Короткие и мягкие ходы рычага, легко и в нужном месте схватывающее сцепление… Не говоря уже о том, что Koup с ручной коробкой на 0,5 с быстрее в разгоне до 100 км/ч. А быстроты Купу с нынешним мотором и «автоматом» как раз недостаёт, например, при обгонах. Короче говоря, покамест корейскому купе не удаётся быть народным и спортивным одновременно. Для России двигатель, кстати, дефорсировали, ведь у него изначально было 161 л.с., а это уже другая ставка транспортного налога.
Крышка капота и передние крылья — это всё, что объединяет кузова четырёх- и двухдверного Церато.
Поскольку во втором поколении внешность купе Koup изменилась радикально, как обычно бывает в таких случаях, возникли три лагеря. Одни говорят: предыдущая генерация вот прям по-настоящему нравилась, самобытная была машинка, а «второй» Куп — вот какой-то он не такой. Другие принимают новый дизайн как более спортивный, агрессивный. Остальные равнодушно проходят мимо, и их, судя по итогам продаж предыдущего Купа, пока большинство.
Говорят, в рамках адаптации к российским условиям подвеску сделали немного жёстче. Но по ощущениям всё точно как в Церато-седане: первая половина машины проезжает неровность спокойно, вторая с ударом по задним пассажирам. Таким образом, к пожеланию мотора помощнее прибавляется просьба о замене торсионной балки на многорычажку.
Интерьеры Купа (на фото) и седана Церато абсолютно одинаковые: «мягкие волны» на передней панели и дверях, вставки «под карбон». На своём месте и «спортивная» педаль газа с напольным креплением.
Корейцы признают, что Kia Cerato Koup — автомобиль нишевой. Более того, они полагают, что Куп — сам себе сегмент. Дескать, единственный конкурент, купе Honda Civic, не продаётся в России, так что прямых соперников нет. Но есть, говорят менеджеры Kia языком твиттера, «близкие по духу» — это хэтчбеки Volkswagen Scirocco, Opel Astra GTC, Hyundai Veloster, купе Subaru BRZ, Peugeot RCZ, Toyota GT86 и родстер Mazda MX-5. Придётся, мол, Купу бороться с ними. Подумать только, схватка с заднеприводными купе! Между прочим, до сих пор получалось: с января по август нынешнего года Koup по продажам всех опередил с большим отрывом.
Всего в прошлом году было продано 1523 купе Cerato. За всю историю в России, начиная с 2010-го, — около 4000 машин. В Kia считают, это хорошие показатели.
Если действительно рассматривать Koup как самостоятельный сегмент, имеет смысл сравнивать новую генерацию с двумя автомобилями: Купом первого поколения и «третьим» седаном Церато. Так вот, новый Koup быстрее предшественника. Для разгона до 100 км/ч ему нужно не 9,8 с, а 8,9. Максимальная скорость выросла со 190 до 210 км/ч. «Второй» Куп больше предыдущего: он длиннее (на 50 мм), шире (на 15) и выше (на 20), его колёсная база прибавила 50 мм. Аэродинамика улучшилась незначительно: коэффициент 0,31 сменился на 0,30 (у четырёхдверного Церато, кстати, 0,27). В салоне за счёт новых изоляционных материалов стало потише: уровень шума снизился на 2 дБ.
Доступ на второй ряд непроблематичен. Переднее кресло легко сдвинуть одной рукой. Севшему на место переднего пассажира ремень безопасности подаст специальная штучка.
Само собой, обогатилось оснащение: появились ксеноновые фары, обогрев руля, вентиляция сидений, цветной TFT-дисплей на приборной панели, дополнительный электроотопитель салона, передний парктроник и функция Flex steer, меняющая для прикола усилие на руле. Внушительный список новинок на самом деле.
«Наши исследования показывают, что спрос на купе сегмента С растёт в Северной и Южной Америке, в Китае, на Ближнем Востоке, в Африке и Тихоокеанском регионе. Прирост составил от 6,1% до 40,25%! — заявил вице-президент Kia по экспорту Сун Нам Ли. — Когда в 2014 году вся линейка нового Cerato будет представлена в автосалонах, мы ожидаем, что уровень мировых продаж этого семейства составит 500 000 автомобилей в год, а доля рынка в сегменте С1 во всём мире для Kia достигнет 3,3%!»
С другой стороны, у нового Купа многое осталось неизменным. Тут пусть чуть модернизированные, но всё те же двигатели, трансмиссии и подвески. Соответственно, не изменился расход топлива. Задние пассажиры по-прежнему упираются головой в потолок: не помогли ни удлинение базы, ни уменьшение объёма багажника на 7 л… Однако ведь не должна поменяться и цена — рубеж в миллион рублей начальная комплектация не пересечёт. По идее, модель Kia Cerato Koup останется самым доступным купе в C-классе. В России новый Куп поступит в продажу в первом квартале 2014 года, практически одновременно с обновлённым седаном Optima.
Воздухозаборник в бампере вместо ячеек разделён хромированной чертой, глянцевая фальшрадиаторная решётка, тормозные диски с чёрными суппортами, 18-дюймовые диски особого дизайна — это приметы нового спортпакета для Оптимы. Там ещё сзади диффузор немного другой.
Спроси у менеджеров Kia, как идут дела у Оптимы, и они расплывутся в довольной улыбке — хорошо идут. В сравнении с купе в прошлом году седан пользовался на российском рынке куда большим успехом: куплено 4617 экземпляров. Оттого и недавний рестайлинг был лёгким. Едва ли не главная его новость — улучшенная шумоизоляция. Инженеры поменяли материал отделки колёсных арок, поколдовали над демпферами и уплотнителями, в результате чего в салоне Оптимы стало тише на 3,3 дБ. По интенсивности шум внутри сопоставим с обычным разговором, происходящим в метре от слушателя.
Фары, фонари, противотуманки, ходовые огни были скорректированы по форме и стали светодиодными. Вместе со светотехникой подретушировались бампера и решётка, которая теперь бывает глянцевой. Крышка багажника в профиль стала заострённой. Ну и появились три новых дизайна легкосплавных дисков (17 и 18 дюймов) да пара цветов кузова. И есть теперь передний парктроник. Вот всё, что изменилось в экстерьере.
За Оптимой народному купе Koup не угнаться. И не потому, что седан наделён более мощной атмосферной «четвёркой» 2.4 (180 л.с., 231 Н•м). Хотя и поэтому тоже. Просто Optima обеспечивает совершенно иной уровень ездового комфорта, качества. Наконец она безоговорочно красива, ведь после рестайлинга стала ещё чуточку краше. До ужаса банально называть Оптиму оптимальной, однако так и есть. Динамика, управляемость, эргономика, непоколебимость на дороге… Правы корейцы — у Оптимы всё хорошо для безбедного существования в своём конкурентном сегменте.
В салоне Оптимы отныне новый руль со впалым кругом на ступице, иные центральная и приборная панели, другой селектор коробки передач. Немного изменился профиль кресел: стало больше боковой поддержки, выше поднялась подушка. Дверные ручки и ключ теперь тоже не такие, как прежде.
Перед отбытием из Сеула в Москву организаторы раздали журналистам анкеты, в которых предложили детально, по пунктам, расставить оценки купе и седану. Позже опросные листы были отправлены инженерам Kia. Те будто бы примут к сведению. В довершение к тестовым поездкам были проведены две экскурсии — на завод Hwasung, крупнейший у Kia в Корее, а также в центр перспективных разработок, по тихой и зелёной территории которого катаются закамуфлированные прототипы.
R&D-центр
У шлагбаума на въезде в исследовательский центр охранники изымают у нас фотоаппараты и телефоны. Мешок Кэнонов и пакет айфонов относят в будку службы безопасности. Передвигаться по территории общей площадью 3,47 миллиона «квадратов» без сопровождения запрещено, и наш автобус ведёт седан Kia Cadenza с мигалкой. Милая девушка рассказывает, что R&D-центр состоит из трёх районов: A, B и C. Если в первом работают дизайнеры (сотрудники Kia и Хёнде трудятся отдельно друг от друга), то во втором проводится тестирование автомобилей в аэродинамической трубе и климатической камере, в третьем происходят ходовые испытания и краш-тесты. Районы расположены вокруг полигона, занимающего 60% территории центра. Доступ на него имеют лишь 10% сотрудников, а всего здесь трудится порядка 10 тысяч человек, и средний уровень тутошних зарплат заставляет присвистнуть (суммы корейцы попросили не афишировать).
От нашего посещения центра перспективных разработок Kia осталась одна групповая фотка. Это наш журналистский коллектив и сопровождающие лица. Остальное вроде как коммерческая тайна. Впрочем, то, что на единственном снимке запечатлены люди, очень точно передаёт концепцию R&D-центра. Она звучит как People+: люди плюс работа, люди плюс счастье и так далее. Человек во главе угла.
Проезжая мимо полигона, мы видим на нём участки с несколькими типами дорог (в зависимости от их ужасности корейцы различают 34 вида) и смоделированными поверхностями (насчитывается 71 вариант), например, участок мокрой базальтовой плитки имитирует лёд. По полигону носятся «мулы», и вообще в центре огромное количество автомобилей в камуфляже. Все они с виду серийные, и почему-то чаще всего встречаются закутанные в чёрные пальто Соулы. Электрический Soul мы видели точно! И, кажется, наблюдали грядущую Седону…
Но в принципе телефоны и камеры у нас можно было не отбирать — заснять в R&D-центре что-либо секретное всё равно невозможно. То, что нам показали, никакой тайной не является: посмотрели рекламный фильм, посетили аэродинамическую трубу, небольшой музей и всё. Впечатления? Очень трудно поверить, что всего лишь полтора десятка лет назад Kia едва не погибла под гнётом долгов и провальных продаж, на фоне забастовок рабочих. Напоминает об этом тот факт, что исследовательский центр носит имя компании Hyundai, которая в 1998 году спасла обанкротившуюся фирму Kia, перекупив у Ford Motor Company 51% акций. Неудивительно, что и завод Хвасун у компаний-партнёров общий.
Завод Hwasung
Запущенный в 1989 году завод занимает площадь 3,3 миллиона квадратных метров. На территории есть порт, стадион, вертолётная площадка. Как и R&D-центр, завод состоит из трёх предприятий. Они выпускают разные модели по 200 тысяч штук в год.
Хвасун корейцы презентуют очень эффектно. Сначала представляют необъятных размеров масштабный макет с тщательно проработанными детальками (здания цехов, деревья вдоль дорог, машинки на парковке, корабли в порту), лазерной указкой показывают, где и что. А потом распахивают жалюзи, и ты видишь эти же самые синие крыши в масштабе один к одному. Здесь производятся пять моделей марки Kia: Borrego, Sorento, Cerato, Optima и Cadenza.
На заводе в две смены трудятся 15 тысяч человек. Им помогают роботы, которые выполняют около 50% всех работ. Мы прошлись по зелёным полам цехов: посмотрели, как происходят штамповка, сварка, конвейерная сборка. Хвасун не будоражит воображение, но в целом оставляет приятное впечатление.
Порядок, чистота, дисциплина, автоматизация, спокойные люди неторопливо делают дело.
Производственные мощности позволяют выпускать в год 600 000 автомобилей пяти моделей, больше миллиона бензиновых и дизельных двигателей пяти типов, 650 000 автоматических и механических коробок передач. 70% произведённых на этом заводе машин идут на экспорт в 170 стран, включая Россию. И Optima, и Cerato Koup прибудут к нам именно отсюда.
Техника (Константин Болотов, Алексей Смирнов)
Южнокорейские инженеры признают, что конструкция обеих подвесок (стойки McPherson спереди, торсионная балка сзади) принципиально не изменилась, но говорят, что провели модернизацию, чтобы улучшить управляемость, плавность хода и повысить энергоёмкость. Теперь передняя подвеска смонтирована на новом усиленном подрамнике. Широкие L-образные нижние рычаги оснащены новыми втулками увеличенного диаметра, а рулевой механизм смещён вперёд на 15 мм. Корейцы также хвастаются, что задняя подвеска CTBA имеет необыкновенно компактные размеры и позволила отыграть дополнительное пространство под полом.
Двигатель Nu 2.0 MPI, дарованный Купу в России, оснащён облегчёнными блоком и головкой цилиндров из алюминиевого сплава, смещённым относительно оси цилиндров коленвалом (для уменьшения трения), малошумной цепью привода ГРМ, бесступенчатым изменением фаз газораспределения на впуске и выпуске и пластмассовым впускным коллектором с изменяемой геометрией. Впрыск тут распределённый. Вариант для российского рынка был специально дефорсирован ради выгодного транспортного налога.
Главными особенностями модернизированной «механики» производитель называет многоконусные синхронизаторы передач, малошумные шестерни с оптимизированным профилем зубьев, новую вилку включения передачи заднего хода, гидравлический привод сцепления и трансмиссионное масло с низкой вязкостью, благодаря чему трансмиссия не требует какого-либо обслуживания в течение всего срока службы автомобиля. Что касается шестиступенчатого «автомата», то он-де очень компактен и позволяет снизить расход топлива на 12% по сравнению с автоматическими коробками передач традиционных размеров.
В новом купе Церато доля деталей из высокопрочных сталей достигает 63%. На схеме розовым выделены новые усилители из сверхвысокопрочной стали (150 кгс/мм?) — это, в частности, средние стойки. Голубым отмечены элементы с показателем 60 кгс/мм?: это лонжероны по обеим сторонам центрального тоннеля, усилительные балки в дверях и другие детали. Зелёным показаны части из стали прочностью 45 кгс/мм?, а серым — из обычной стали. Среди прочего корейцы сообщают, что жёсткость кузова на кручение по сравнению с предшественником у Cerato выросла на 37%.
Алюминиевый двигатель Оптимы серии Theta ll (2,4 л) оснащён системой изменяемых фаз газораспределения (DCVVT) и впускным коллектором с изменяемой геометрией (VIS). Этот мотор агрегатируется с шестиступенчатым «автоматом» A6MF2, разработанным инженерами концерна Hyundai-Kia. Такая трансмиссия компактнее, легче и на 12% экономичней прежней покупной пятиступенчатой «гидромеханики» Shiftronic.
Алюминиевый двигатель Оптимы серии Theta ll (2,4 л) оснащён системой изменяемых фаз газораспределения (DCVVT) и впускным коллектором с изменяемой геометрией (VIS). Этот мотор агрегатируется с шестиступенчатым «автоматом» A6MF2, разработанным инженерами концерна Hyundai-Kia. Такая трансмиссия компактнее, легче и на 12% экономичней прежней покупной пятиступенчатой «гидромеханики» Shiftronic.
Безопасность (Константин Болотов, Леонид Попов)
В сравнительно новом виде заокеанского теста — лобовом ударе о жёсткое препятствие с малым перекрытием — седан Kia Cerato получил низший рейтинг «Плохая защита» у спецов Страхового института безопасности на дорогах США (IIHS). Ради справедливости нужно отметить, что немало моделей разных компаний в последние месяцы проваливали это испытание. Зато во всех остальных видах американских краш-тестов (это фронтальный удар с умеренным перекрытием, боковой удар, тест крыши на прочность, то есть опрокидывание, проверка защитных свойств подголовников и сидений) седан Forte заработал высшие оценки «хорошо», что в сумме позволило этой модели получить отметку Top Safety Pick.
Седан Оптима прошёл то же краш-испытание IIHS, в общем-то, с аналогичными Церато хорошими результатами.
Один из главных разработчиков системы — компания Bosch. До сих пор аналогичной функцией могли похвастаться только Тойота с Лексусом, Мазда и Вольво.
Среди прочего рестайлинговая Оптима получила функцию RCTA (Rear Cross Traffic Alert), которая делает более безопасным выезд с парковки задним ходом. Два радара-датчика системы мониторинга мёртвых зон, которые находятся на заднем бампере, при включении задней передачи контролируют 180-градусную зону позади автомобиля (по 20 м справа и слева, на 6 назад). Если в зоне оказывается машина, мотоцикл, пешеход или тележка из супермаркета, RCTA подаёт предупреждающие сигналы: загорается индикатор на зеркале, раздаётся писк.