Можно купить роскошную удочку и лишь сшибать этой удочкой яблоки. Но лучше, хотя бы иногда, этой удочкой ловить рыбу. Можно купить роскошный Discovery 4 и ездить на нем только по дорогам. Но лучше, хотя бы иногда, съезжать с них.
Зима. Съезжаем с дороги. Все, написанное ниже, относится к Discovery 4, но во многом может использоваться и владельцами других внедорожников.
Съехать-то не проблема. Вопрос — что надо взять с собой, чтобы вернуться обратно? Трактор не предлагать. Даже при полной экипировке эта задача не из легких. Поэтому, в первую очередь, конечно, лопата. Во-вторых, цепи противоскольжения. Они увеличивают внедорожные возможности автомобиля в разы, что особенно важно, если он обут в резину, не предназначенную для оффроуда. Для возможной буксировки запаситесь динамической (рывковой) стропой (Snatch Strap) на семь тонн и двумя шаклами. Причем все это «добро» необходимо надежно закрепить в багажнике.
ПОСАДКА
На бездорожье необходимо иметь хороший обзор. Тест правильности посадки прост: запястья вытянутых рук ложатся на обод руля, при этом вам видны углы капота, а руль не перекрывает приборную панель. Во время движения руки на руле в положении «10» и «2» (по часовому циферблату). Большие пальцы внутрь не закладывать, рулить методом push-pull (по-нашему — «тяни-толкай»), не пересекая вертикальную ось руля. Это позволяет держать постоянный контроль над автомобилем. А большие пальцы не закладываем внутрь на тот случай, если вдруг мотор заглохнет, усилитель руля перестанет работать и все ударные нагрузки на колеса тут же передадутся на руль. Его внезапно может выбить из рук и повредить большие пальцы.
Мастер-класс с ведущим инструктором школы Land Rover Experience Алексеем Сенцовым
Для перехода в понижающий ряд надо в «нейтрали» нажать кнопку LO
РЕЖИМЫ ДВИЖЕНИЯ
Перед выездом на бездорожье включаем пониженную передачу. Переключатель системы Terrain Response ставим в положение «Трава–гравий–снег». Подвеску поднять во внедорожный режим, тогда система управления движением под уклон (HDC) включается автоматически. Вся эта информация выводится на цветной монитор. На нем видно, что включена пониженная передача и работает режим «Трава–гравий–снег» (коснувшись виртуальной клавиши «i» на мониторе, можно прочитать, для чего мы этот режим включаем и что при этом происходит), видно, что подвеска поднята, показывается положение передних колес и степень блокировки дифференциалов.
Дальше действует универсальное «правило трех пэ»: «Посмотри, подумай, поезжай». Стандартный, наиболее легкий вариант: накатанная колея, а слева, справа и посередине рыхлый снег. Техника езды, на первый взгляд, довольно проста, но требует серьезного сосредоточения: рулем сильно не крутить, колеса держать строго по направлению колеи и очень аккуратно работать педалью газа. Поддерживать движение гораздо легче, чем остановиться, а потом начать это движение заново. И не факт, что вообще удастся тронуться с места без применения подручных средств.
Минимальная экипировка: лопата, цепи противоскольжения, для буксировки рывковая стропа (Snatch Strap), рассчитанная на семь тонн, и два шакла
Переключатель системы Terrain Response ставим в положение «Трава–гравий–снег»
НА СПУСКАХ
Перед крутыми спусками надо обязательно остановиться и посмотреть характер покрытия, прикинуть возможные варианты неприятного развития событий. Выбираем режим «Грязь–колея». Автоматически подвеска переходит в положение «Офф-роуд», и включается система контроля на спусках HDC. Перед началом движения переходим в режим ручного переключения передач Command Shift. Для этого поворачиваем цилиндр селектора передач в крайнее правое положение «S» (спорт). Включаем подрулевыми лепестками первую передачу и трогаемся без нажатия на педаль газа. Не надо вообще трогать педали газа и тормоза — HDC сама выберет нужную скорость. Не мешайте ей работать — она все сделает лучше вас.
Перед крутыми спусками надо обязательно остановиться и посмотреть характер покрытия, прикинуть возможные варианты неприятного развития событий
Перед тем как продолжить, сделаем небольшое отступление. С 2014 года понижающей передачи в раздаточной коробке вообще не будет (она останется как опция). «Диско» по своей среде обитания приближается к дорожному автомобилю. Оставят, конечно, возможность поднимать-опускать кузов, но модель 2013 года — это своего рода последний из могикан.
Вернемся к спускам. Итак, нужно обязательно проверить, на какой передаче автомобиль будет спускаться. В режиме Command Shift (S), который мы уже включили, на дисплее перед вами высвечен номер передачи. Это, повторяем еще раз, очень важно при спуске, потому что включи мы сейчас режим «Трава–гравий–снег», и автомобиль автоматически тронется со второй передачи, а мы в конце спуска бампером уткнемся в грунт. Конечно, можно было бы оставить и этот режим. Более того, можно было бы вообще стартовать в стандартном режиме General Program («Основная программа»), но при этом надо было бы самим поднять подвеску, включить HDC и принудительно выбрать первую передачу! Выбрав же режим «Грязь–колея», мы одним махом включаем сразу все эти три настройки. Далее все, как обычно: руки на руле, ноги на полу! Держим направление строго вдоль естественного склона.
Режим «Трава–гравий–снег». На мониторе видно, что включена пониженная передача, подвеска поднята, показано положение передних колес и степень блокировки дифференциалов, а коснувшись виртуальной клавиши «i», можно прочитать, для чего этот режим нужен и что при этом происходит
Выбираем режим «Грязь–колея». Автоматически подвеска переходит в положение «Офф-роуд», и включается система контроля на спусках HDC
Передние видеокамеры убедительно советуют выйти и посмотреть ситуацию на спуске
ПОДЪЕМ
Настройки те же, что и при спуске. Включаем пониженную передачу. Плавно нажимаем на газ, начинаем движение и, если почувствовали пробуксовку («захрустела» система стабилизации), тут же подрулевым лепестком принудительно включаем передачу на ступень выше и чуть-чуть добавляем газ. Раньше на препятствиях мы никогда не переключались, а теперь все делается мгновенно без ударных нагрузок и срыва в пробуксовку.
Вот еще классическая ситуация: съехали с накатанной дороги в глубокий снег. Причем это может случиться не только в офф-роуде. Например, по весне, когда вы зачем-то ушли с асфальта на обочину, а она затянула вас в глубокий кювет. Почему по весне? Да потому что грейдеры, чистящие всю зиму дорогу, сдвигают своим плугом снег на обочину все дальше и дальше. Создается видимость, что обочина очень широкая и там можно смело припарковаться. Но это ловушка — под ровной выглаженной грейдером поверхностью глубокий рыхлый снег! Иногда в таких ловушках машина практически ложится на бок! Что делать? Последовательность такая. Если еще не включили, то включите режим «Грязь–колея» и пониженную передачу. Выключите систему «Динамического контроля курсовой устойчивости» (DSC). Для этого нажмите и кратковременно удерживайте выключатель DSC OFF. Потом попробуйте очень аккуратно, с прямо поставленными колесами выехать назад. Ни в коем случае не буксовать! В этой ситуации автомобиль должен сам приподняться дополнительно от положения «Off Road» на 35 мм. Принудительно можно увеличить клиренс еще на 35 мм. Для этого нажать педаль тормоза и кратковременно (не менее трех секунд) удерживать клавишу подъема подвески. Если вы все это сделаете, то подвеска окажется в самом верхнем положении. Попробуйте опять тронуться задним ходом. Если получилось, не торопитесь сразу выезжать! Очень аккуратно протроньте автомобиль вперед — на 30–40 см, не более. И вернитесь назад. Повторите так два-три раза. Но ни в коем случае не буксуйте. Потом можно попробовать выехать задним ходом (только задним!) с прямыми колесами. При малейшей пробуксовке останавливайтесь, проезжайте вперед и снова очень аккуратно назад. Если сядете на брюхо, то придется бежать за трактором. Буксировка. Если решили дергать автомобиль вперед, то обязательно надо прорыть для колес заход-колею в сторону дороги.
ДВИЖЕНИЕ ПО ЦЕЛИНЕ
Не ленитесь, пройдите ногами, замерьте глубину снега, почувствуйте его структуру, убедитесь в том, что на пути нет ям-ловушек. Такая разведка может сэкономить вам не один час времени.
Техника езды по глубокому снегу сводится к правильному накатыванию колеи — вперед-назад, вперед-назад. Процесс долгий и требующий навыков езды без пробуксовки. Дело в том, что на полноприводных автомобилях, да еще с огромным крутящим моментом очень трудно определить момент срыва колес. Лучше всего это делать по звуку срабатывания «Трекшн-контроля». Услышали «хруст» системы — тут же остановились и тихонечко назад. Отъехали на полкорпуса-корпус и снова аккуратненько вперед. Не дергайте газом и не крутите рулем. Малейший срыв колес, и автомобиль сразу зароется в снег.
Цепи. Как уже говорилось, они в разы увеличивают внедорожные возможности. Цепи подбираются не по размеру диска, а по геометрическому размеру колеса, то есть по его диаметру и ширине. И еще очень важно, чтобы процесс «обувания» не требовал поддомкрачивания или наезда на предварительно разложенные перед колесом цепи. Забуксовал, тут же надел цепи и поехал дальше. На соревнованиях у профессионалов на это отводится 30 секунд на одно колесо. У вас при правильных цепях этот процесс займет не больше пяти минут. Но все-таки совет: потренируйтесь надевать и снимать цепи в нормальных условиях, чтобы потом не нервничать и, стоя по колено в снегу или грязи, изучать инструкцию.
Но закопаться на цепях можно гораздо быстрее. Тем более с дизельным двигателем. И учтите: не всегда можно надеть цепи на все колеса. Да, на Discovery это возможно. Но, скажем, на «Эвоке» цепи можно надевать только на передние колеса. На задних вы повредите цепями машинки привода стояночного тормоза.
При подсоединении динамической стропы или просто буксира к автомобилю с помощью шакла (серги) его перемычку надо закрутить до упора, а потом сделать пол-оборота назад. Иначе трудно будет ее открутить
И последнее. Если у вас не полный комплект цепей, а только пара, куда лучше их надеть? Три варианта ответа. Первый: под горку — на передние; на горку — на задние; в общем случае — на задние, так как подъемы всегда сложнее, чем спуски. Второй: если не подобраться к одной из осей полностью, то можно надеть и по диагонали, но не долговременно, так как это будет сильно напрягать мозг машины и ее исполнительные механизмы. И последний, третий вариант — движение по косогору. В этом случае их следует надевать по одному борту на загруженные колеса.
Пройдет зима, и через пару-тройку месяцев мы вернемся к Discovery 4 — он же грязи не боится!
Источник: www.5koleso.ru Автор: Алексей Сенцов, ведущий инструктор школы внедорожного вождения Land Rover Experience, Олег Богданов Фото: Олег Богданов