На тест-драйв LADA Kalina второго поколения собралось немало столичных журналистов. Судя по их многочисленным публикациям, некоторые уже и подзабыли, с чего начиналось и как развивалось «ягодное» семейство АВТОВАЗа. Но бывалые «калиноводы» имеют свое видение автомобиля. Руки, уши и вестибулярный аппарат – вот наши «приборы» со встроенной памятью! И они показывают: улучшения есть во всем.
Все начинается с дизайна
Стоило остановиться на заправке или возле живописного фона, как начинал подтягиваться народ с вопросом – «О, это новая «Калина?». Так было не раз во время 400-километрового, тестового автопробега. Видно, что про машину знают, что эту модель ждут. И причина, прежде всего, в ярком дизайне. Гораздо более ярком, чем у прежней «Калины».
Хотя, вопреки ожиданиям, новый шеф-дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин не успел принять участия в формировании облика «Калины». В тот момент, когда знаменитый стилист пришел на завод, дизайн-проект был практически полностью готов. Мастер успел лишь оптимизировать решетку радиатора…
Но в целом экстерьер удался – разработчики ставили перед собой цель сделать машину внешне более солидной, агрессивной и дорогой. Для этого, к примеру, на несколько сантиметров приподняли капот, добавили хромированных молдингов решетке радиатора и «противотуманкам» (на первой «Калине» из блестящих деталей были только эмблемы и наименование модели). Впрочем, дизайн можно оценить и по картинкам, а мы проверим машину в действии.
Объезжать ямки – легко!
Если на прежней «Ладе-Калине» во время движения покачать рулем из стороны в сторону, автомобиль будет слегка переваливаться с боку на бок, но сохранит прямолинейность движения.
Новая «Калина» таких вольностей не позволяет: рулевое управление настроено гораздо острее. В итоге стало проще объезжать ямки и кочки. Да водитель и сам охотнее делает это. На прежнем шасси шофер обычно просто махал рукой на все неровности отечественной дороги и лишь добавлял газу – благо, энергоемкая подвеска это позволяет.
Часто возникала типичная ситуация: впереди 5-сантиметровая ступенька, образованная после фрезеровки асфальта. Калиновод «летит» потому что знает: утопишь педаль, подвеска разгрузится, и машина легко перескочит через мини-препятствие. Но впереди резко оттормаживается владелец иномарки с жестким и короткоходным шасси – малоприятный сюрприз и экстренное торможение… Но эффективное.
Автомобилю не страшны дорожные артефакты
Так что же случилось с рулевым управлением которое приобрело остроту? Еще в прошлом году АВТОВАЗ начал готовиться к освоению новинки, и перевел все семейство «Калина» на «короткую» рулевую рейку. Вместо 4-х оборотов баранки от упора до упора осталось 3! Еще одно изменение – более жесткий крепеж.
Если раньше крепление осуществлялось через резиновые втулки, сейчас на левой опоре рулевой рейки от этого способа крепления отказались, увеличив жесткость рулевой системы на 25% – при этом уровень вибраций на рулевом колесе не изменился, по правде – их вообще практически не ощущаешь.
На первых порах производства новая Kalina позаимствовала шасси у соплатформенной LADA Granta. Это увеличенный кастер (машина более четко держит прямую, лучше реактивное действие руля), отрицательный развал и положительное схождение задних колес (опять же лучше курсовая устойчивость, особенно в виражах).
Для «Калины-2» добавлен новый буфер сжатия задней подвески – он обладает прогрессивной характеристикой и уменьшает крены. Отсюда и ходовые качества сродни «грантовским»: вполне уверенная «рулежка», практически беспробойная подвеска. Но это еще не конец модернизации.
Рулевая рейка получила более жесткий крепеж
Специалисты АВТОВАЗа и Renault разработали амортизаторы, пружины, сайлент-блоки и стабилизаторы поперечной устойчивости с новыми характеристиками. Модернизированная подвеска подверглась всесторонним экспертным тестам, которые подтвердили: возросла плавность хода, устойчивость и управляемость автомобиля.
Правда, комплексные изменения в подвеску будут внесены в течение 2013 года. Почему комплексные – потому что нельзя вводить по очереди новые амортизаторы или сайлент-блоки без нарушения баланса ходовых качеств.
«Автомат» резвее «механики»?
Выпуск «Калины-2» начался с версии «Люкс», поэтому машину с 8-клапанным мотором на момент подготовки публикации протестировать было нельзя. Зато в топ-комплектации предлагалось два двигателя – 98-сильный (для «автомата») и 106-сильный (для «механики»).
Сочетание моторов и трансмиссий может показаться странным: ведь для «автомата» нужен более мощный мотор. Однако для того, чтобы «подружить» АКП и недавно спроектированный 106-сильный двигатель нужно время, поэтому такой тандем появятся в продаже попозже…
Механическая коробка передач, с новым приводом и кинематикой переключения, порадовала четкостью работы рычага. И неудивительно – в механизме выбора передач есть миниатюрная селекторная пластина, где стальной штифт ходит в пазах, в точности повторяя движения рычага КПП. Отныне никаких невнятных ходов и замысловатых движений в поисках нужной передачи! Кстати, впервые на «Ладах» появляется «подсказчик» переключения передач на ЖК-экране.
«Автомат», скажем прямо, удался на славу. Он позволяет и полихачить в режиме кик-дауна быстро сбрасывая передачи вниз даже после 100-120 км/час. Но несложно двигаться и в экономичном режиме. Впрочем, настройки АКП недвусмысленно провоцируют на активную езду – ВАЗовцы не скрывают, что так и было задумано.
Автомат в Kalina-2 удался на славу
Результат – у многих участников тест-драйва расход не опускался ниже 12 л на 100 км. Однако в целях эксперимента мы умерили свой шоферский пыл – и, отчаянно зевая от скуки, «уложились» в паспортные показатели: 7,5 л по трассе и 9,5 л по городу.
Естественно, прибавка мощности у 106-сильного мотора незначительная: гораздо сильнее мы почувствовали рост крутящего момента на низких оборотах. Опыт показал: автомобиль с 4 седоками «вытягивает» с 40 км/час на пятой передаче! Говоря об особенностях нового двигателя, лучше дать слово его разработчикам:
Андрей Данилов (ведущий инженер-конструктор отдела разработки двигателя): «Крутящий момент на всех рабочих оборотах зависит от наполнения цилиндров, на которое значительно влияют волновые процессы во впускном газопроводе, возникающие при работе двигателя. В начале такта впуска возникает волна разрежения и, достигая ресивера, вызывает обратную волну давления, которая в идеальном случае должна вернуться к цилиндру в конце такта впуска, обеспечивая его дозарядку. Таким образом, на низких оборотах, когда такт впуска длится относительно долго, оптимален длинный газопровод, а на высоких – короткий. Этот принцип реализован в модуле впуска 21127, который имеет два ресивера, расположенных последовательно».
Олег Храмков (начальник управления проектирования и доводки силового агрегата АВТОВАЗа):
«Новый двигатель более «эластичен» и тяговит, более приспособлен к городскому режиму. Самое большое отличие – это новая система впуска. К системе впуска двигателя мы добавили дополнительный резонансный объем, который на определенных режимах подключает и отключает специальная система заслонок. По сути это – система динамического наддува. На разных режимах работает разная резонансная частота, обеспечивая большую дозарядку цилиндров. Контроллер получил новые калибровки. В результате модернизации силового агрегата появилось около 2-х десятков оригинальных деталей, в том числе датчик абсолютного давления, который применен вместо датчика массового расхода воздуха».
А в салоне-то тихо!
Акустический комфорт – последний водораздел, отделяющий LADA от именитых иностранных конкурентов. Дизайн, ходовые качества, оснащенность – все, на наш взгляд, подтянули до европейского уровня, а теперь нам хочется, чтобы автомобиль был потише.
В массовом сознании сделать машину тише – это проклеить ее шумоизоляцией. Но на самом деле, никто из производителей бюджетных автомобилей так не поступает. Для них вообще не стоит вопроса типа «клеить 100 кг шумки или нет».
Помимо броского дизайна повышена жесткость кузова на кручение
Куда важнее бороться с источниками шумов и вибраций. Повысить жесткость кузова на кручение. Провести инжиниринг салона так, чтобы у пластиковых деталей было как можно меньше возможностей для скрипа. Снизить вибрацию и шум от силового агрегата и выхлопной системы. На новой LADA Kalina все это было сделано. Результат: по отзывам участников тест-драйва, в дороге преобладало пение стоек от встречного ветра, остальные шумы «придушили».
В частности, посредством модернизации передней и задней части кузова с целью повышения жесткости, новой опоры силового агрегата эффективно гасящей вибрацию. Также введен эластичный сильфон на выхлопной трубе, а полка багажника получила монолитную опору.
Приятные мелочи
Верно говорят, что автомобиль складывается из мелочей. Из тактильных ощущений. Сажусь в машину: запищал зуммер непристегнутого ремня. Памятуя о безопасности, берусь за ремень, а он вытягивается с непривычной легкостью: АВТОВАЗ сменил поставщика системы пассивной безопасности
Начиная маневр, слегка нажимаю рычаг «поворотника», и он моргает 4 раза. Удобно, но на этом приятности не заканчиваются. Раньше, чтобы открыть дверь багажника, надо было работать вручную, поворачивая ключ. Сейчас достаточно нажать кнопку на панели приборов или на том же ключе.
В салоне много приятных мелочей
Заметим, что и универсалы нового семейства стали практичнее: во всех комплектациях появились рейлинги. Кроме того, разработчики поменяли опоры полки багажника. Сделали ее более широкой, перенесли оттуда динамики, что повысило удобство загрузки.
Kalina получила новые варианты цветового оформления салона: в качестве основного цвета выбран черный или серый цвет, в зависимости от комплектации будут применяться черные или серебристые вставки.
В салоне функциональных емкостей заметно поприбавилось. Для комплектаций «Стандарт» и «Норма» предусмотрен отсек для мелких вещей в верхней части центральной консоли. К тому же перчаточный ящик не просто увеличен в несколько раз – он получил полочку для мелких вещей с держателем для авторучки. На облицовке центрального тоннеля пола 2 подстаканника и две ниши. Чуть позади, за рычагом стояночного тормоза – откидной подстаканник для пассажиров дивана.
Отсек в центральной консоли подойдет для документов
Система вентиляции и отопления знакома по LADA Granta, и перекочевала с нее благодаря высокой производительности, бесшумности работы вентилятора и более эффективному распределению воздушных потоков.
Во время тест-драйва стояла жара, но кондиционер прекрасно охлаждал салон, водитель и три пассажира чувствовали себя комфортно даже при движении в пробках. В версии «Люкс» используется климат-контроль, по аналогии с зарубежными марками.
Информация для «климатики» поступает от датчиков температуры и, впервые примененного на LADA, датчика солнечной радиации – такая комбинация позволяет более тонко регулировать температуру в салоне и удерживать ее при изменении внешней среды.
В отличие от прежней «Калины», в новой машине заслонка рециркуляции управляется не рычагом, а электроприводом. Ручки управления вентилятором и направлениями воздушных потоков получили максимально легкий ход.
В отличие от предыдущих версий «Калины», на рукоятке регулятора температуры в салоне отсутствует градуировка в цифрах. Как пояснили разработчики, в разных уголках авто – температура разная. Так что водителю и пассажирам можно вполне довериться своим ощущениям, а не цифрам на приборной панели.
Ручки климатической установки радуют легкостью вращения
«Автомат», мультимедиа, улучшенная климат-система – «Калина» получила немало опций, недоступных первому «ягодному» поколению. Подросла и стоимость – на момент тест-драйва топ-версия хэтчбека оценивалась в 445 тысяч рулей, а универсала – на 7 тысяч дороже.
Однако, если отбросить максимальный опцион и сравнить более-менее одинаковые версии «первой» и «второ»й «Калины», окажется что машина после модернизации подорожала всего на 12-14 тысяч рублей.
За свежий дизайн, новое шасси и подушку безопасности водителя в базе – в принципе нормально. Поэтому неудивительно, что машину еще до начала продаж узнавали на улицах, и, по словам дилеров АВТОВАЗа, оставляли заявки на приобретение.
Источник: KM.RU Авто Автор: Станислав Березий Фото: АВТОВАЗ