Автопроизводители начали разбираться с дилерами о возможности улучшения условий. И не смотря на то, что разбирательства длятся уже достаточно давно, решение было найдено. АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса) представила автокомпаниям «Кодекс поведения», в соответствии с которым должны действовать дилеры и автопроизводители.
Проект был сформулирован и согласован Минпромторгом, ФАС (Федеральной антимонопольной службой) еще летом. И хотя содержание документа еще не было известно, копия документа появилась у агентства «Ведомости».
В соответствии с кодексом, дилерский договор, срок действия которого сейчас всего один год, будет заключаться от 5 и более лет. Возможно заключение договора и на меньший срок. Однако такое возможно только в том случае, если дилерский центр размещается в арендуемом помещении или в салон было заявлено меньше инвестиций. К тому же автопроизводитель не имеет права потребовать от дилерского центра дополнительные вложения в здания в течение 5 лет. Исключением станет изменения стандартов и технологий, устанавливаемых автопроизводителем. Вторым пунктом финансового невмешательства считается невозможность диктовать дилерскому центру стоимость перепродажи машины и цену нормо-часа.
Кодекс также предусматривает запрет, ограничивающий торговлю запчастями. Автопроизводитель не будет мешать дилерским центрам использовать неоригинальные автодетали. Впрочем, и здесь есть свое исключение: подобные запчасти можно будет использовать исключительно на постгарантийных работах, причем дилер должен доказать качество деталей, соответствующее оригинальным. Вместе с тем автовладелец сможет предлагать клиентам неоригинальные запчасти только в качестве альтернативы. В наличии должны также быть и оригинальные детали.
Автопроизводители потребовали четко разграничить точки продаж и хранения оригинальных и неоригинальных деталей. В законопроекте отмечено, что недопустимо смешение товарных знаков, а также использование нематериальных активов другими марками.
Бесспорно этот документ – дело добровольное, и заставлять кого-либо присоединиться к нему чиновники не будут. Впрочем, когда начнет действовать этот закон пока неизвестно.
По информации газеты «Ведомости», документ создан по рекомендации ФАС и будет регулировать отношения между дилерами и дистрибьюторами/автопроизводителями. Назревшие конфликтные ситуации также будут решаться согласно новому документу.
Несколько лет назад Федеральная Антимонопольная служба начала разбираться в конфликтных ситуациях и даже привлекла к ответственности одну компанию. Два года назад организация «Российские автодилеры» написали жалобу на дискриминационные пункты в договорах дилеров. В январе 2013 года ассоциация направила российскому отделению Volkswagen предупреждение о прекращении действий, нарушающих закон «О защите конкуренции». В свою очередь, «Российские автодилеры» к подготовленному кодексу отнеслись скептически. «Роад» отмечает, что часть положений документа представлены в виде рекомендаций, некоторые пункты можно трактовать двояко. К тому же в кодексе не прописана ответственность автопроизводителей перед дилерскими центрами.
Старший менеджер автопрактики PwC Сергей Литвиненко также указывает на рекомендательный характер кодекса. И считает, что добровольное регулирование отношений не поможет уйти от возникших проблем.
Представитель ФАС отмечает, что документ еще может быть доработан. Наказаний за несоблюдение положений кодекса не предусмотрено. Однако если нарушения примут массовый характер, то правительству придется добавить дополнительные меры регулирования отношений между участниками авторынка.